19.07.2024

ЧОР МИНОР - «ОРИГИНАЛЬНОГО ЗАМЫСЛА» В АРХИТЕКТУРЕ БУХАРЫ

Бухоро-и Шариф, или Благородная Бухара, на протяжении веков была и остается по сей день особым во всех смыслах этого слова культовым городом Востока. Здесь жили и творили великие дела самые выдающиеся умы, которыми так гордится и которых так чтит современное узбекское общество. Жители города всегда очень ценили, уважали и почитали бухарскую землю, и поэтому дали ей много разнообразных названий, характеризующих сам город и его сущность. Самый интересный город мира писатели и поэты всегда называли и называют сейчас Святой Бухарой, Краем Ислама, Оплотом Религии. Все эти названия связаны, прежде всего, с религиозной ценностью Бухары для всего мусульманского мира. Дело в том, что когда в 8 веке территорию Средней Азии захватили арабы во главе с Кутейбой ибн-Муслимом, Бухара превратилась в центр новой обосновавшейся здесь религии. Постепенно зороастризм был полностью искоренен, храмы Огня стали мечетями, Бухара заслуженно получила статус священного города, а в народе появилась поговорка «Во всем мире свет нисходит с небес, и только в Бухаре он восходит от земли». Бухарцы начали так говорить, потому что сегодня на земле существуют захоронения тысячи праведников и мусульманских святых. В течение долгого времени Бухара оставалась одним из главных центров Ислама в Средней Азии, центром мусульманского богословия, а ее правители именовали себя «эмирами правоверных». На территории «Звезды исламского мира» и «Святого города Средней Азии» в средние века насчитывалось 360 мечетей и 80 медресе.

Сегодня богатое архитектурное наследие Бухары является носителем культуры узбекского общества, народа, нatsiи, человека во всей полноте и разнообразии форм. Архитектурное наследие, наравне с природой и обществом представляет собой главное достояние Узбекистана, оно являет редкостное сочетание памятников разных эпох, характеризующих развитие архитектурного зодчества на протяжении двадцати пяти веков. 

Медресе Чор-Минор (в переводе означает “Четыре  минарета”) находится на северо-востоке Бухары. Четыре минарета, составляющие конструкцию, символизируют четыре стороны света. Отличается совершенством силуэта, стройностью и нетрадиционными формами, компактностью и величием.

По четырём углам здания дарвозахона имеются четыре башни, по форме напоминающие минареты, благодаря чему весь комплекс получил название Чор Минор (Четыре минарета). Этот зданий в свое время был одним из суфийских центров Бухары. Медресе построено на средства Халифа Ниёзкула (полное имя – Абу Солих Ниёзкули ибн Шохниёз ибн Болта ал Халажи ат-Туркмани ал-Хуросони), суфия тариката накшбандийа муджаддидийа. Халифа Ниёзкул прибыл в Бухару из Хорезма, во время правления эмира Шахмурада (правил 1785-1800 гг.). В Бухаре несколько лет занимался получением знаний законов шариата и совершенствованием в сулуке накшбандийа. Был назначен эмиром Шахмурадом имам-хатибом самой большой мечети Бухары – мечети Калон. До конца своих дней Халифа Ниёзкул был имамхатибом данной мечети. Халифа Ниёзкул был выдающейся личностью времен правления эмиров Шахмурада и эмира Хайдара (правил 1800-1826 гг). Прожив в Бухаре более 35 лет, Халифа Ниёзкул умер в 1820 году и был похоронен на мазаре Ходжа Исхака, на восточной стороны (местности) Кули шифа.

Н.А. Ханыков упоминает как медресе, так и «мечеть Имами Халифя Ниаз Кули, находящуюся между воротами Мазар и Кауаля, отличающуюся четырьмя куполами, покрытыми синим изразцом[5.85]. В 1950–х гг. худжры/кельи и мечеть были полностью разобраны на кирпичи и строительные материалы. Башни Чор-минора реставрировали в 1968 г. Упавшая в 1995 г. юго–восточная башня была построена заново в 1997 г. В начале 1980-х гг. были восстановлены четыре худжры/кельи, медресе, хауз. В.А. Шишкин писал о Чор-минор, что «при всем техническом несовершенстве и, если можно так выразится, упадочности архитектурного построения, группа из четырех поставленных близко одна к другой башен (конечно, не минаретов) весьма живописна»[6.90]. Б.В. Веймарн приводит Чор-минор как единственный достойный внимания образец «оригинального замысла» в архитектуре Бухары XVIII–XIX вв., называя остальные памятники этого времени «мало интересными в отношении архитектурной формы и декоративной отделки». Л.И. Ремпель и Г.А. Пугаченкова увидели в Чор-минор «близкую народу простоту архитектурных средств и форм». К.С. Крюков и Н.М. Лукинская пишут, что «принципы органического сочетания монументального зодчества и народной архитектуры нашли яркое отражение в мечети–медресе Ниязкула (1807 г.) в Бухаре, известной также под названием «Чор-Минор». Комплекс медресе датируется 1807 г[2.376]. Датировка дана по надписи, расположенной в интерьере помещения первого этажа Чор-минор – «четверостишие, принадлежащее бухарскому поэту XIX в. Беморий: «Пусть сюда проложат дорогу (паломники) его (т.е., Нияз–кули – Альмеев) щедростью было построено это благочестивое здание. И было это в тысяча двести двадцать втором году» (1807– 1808 г.)». О.А. Сухарева, исследуя вакфные документы Бухары, высказала предположение, что медресе, наверное, следует датировать более ранним временем, так как по названию медресе Халифа Ниезкула локализуется квартал, упомянутый в документах конца XVII века. Из публикatsiи не совсем ясно, по какому из двух названий медресе определен квартал – «Чор-минор» или «Халифа Ниязкули».

Анке фон Кюгельген, работавшая с документами и источниками, связанными с биографией Ниязкули, на основании акта регистрatsiи вакфа, датированного шаввалом 1222/декабрем 1807 г., считает эту дату датой основания вакфа, устанавливающего размер содержания всего комплекса, обслуживающего персонала и студентов, а не датой строительства медресе[1.313]. Анке фон Кюгельген, по–видимому, не видела текста, который упомянула О.А. Сухарева, и, сомневаясь в более ранней датировке медресе Халифа Ниез Кули, предположенной О.А. Сухаревой, пишет, что «если бы подобного рода Мадраса имелась на момент, когда Нийязкули начал строительство, он бы не обошел бы его молчанием», хотя пишет, что в акте регистрatsiи упомянуто четырехбашенное здание[4.305]. К сожалению, ни та, ни другая исследовательница не привели текстов документов. В настоящей работе предлагается ряд аргументов в пользу высказанного О.А. Сухаревой предположения о более ранней датировке входной конструкции медресе, собственно, Чор-миноре. К числу этих аргументов относятся найденная в Дарвазе близкая аналогия Чор-минору; выделение группы памятников, в которую можно включить Чор-минор; характерная композиция фасада и стилистическое оформление поверхности стен Чор-минора. «Чор-Минор» в настоящее время считается входной конструкцией («дарвозахона») в медресе Халифи Ниязкули. Это двухэтажная купольная постройка с четырьмя угловыми башнями, увенчанными куполами, покрытыми синей изразцовой облицовкой. Нижний этаж решен как шестигранный вестибюль, на втором этаже, в котором помещалась библиотека, расположена комната с плоским куполом в кольце несложных сталактитов. Высота башен 17 м, дм в основании – более 3 м, размер использованного для строительства квадратного кирпича – 24–28×4–4,5 см . В плане Чор-минор – прямоугольная постройка размером около 11×10 м. Входы в нижнее помещение находятся с четырех сторон. Северная и южная стороны здания оформлены порталами. А на западной и восточной сторонах помещены по два окнах[3.176–189]. 

Одно большое, типа лоджии на уровне второго этажа, а второе – сбоку ближе к башне, на уровне между этажами – выше прохода и ниже лоджии. Такое расположение окон может быть характерно для лестничных клеток, хотя в настоящее время лестница на второй этаж Чор-минора находится в одной из башен. Комплекс всего медресе состоял из двора, окруженного худжрами/кельями, входа «Чор-минор» и каркасной мечети в юго–западном углу.Сохранившиеся минареты реставрировались в 1968 году и в 1980—1990-ых годах. Упавший в 1995 году юго-восточный минарет был восстановлен при поддержки ЮНЕСКО в 1997 году. В медресе Халифа Ниёзкули было 59 келий (худжр) для учащихся, относился по данным журнала «Шуро» (Оренбург, 1916, №12) к категории «высших» учебных заведений Бухары, имеющее богатую библиотеку с годовым вакуфным доходом 50 тысяч танга. Функционировало в плоть до установления Советской власти. Позже, его худжры использовались под жильё. В 1950-х годах часть медресе и его мечеть были разобраны на кирпичи и строительные материалы. Южный ряд худжр был изломан в результате неправильности участка или построек. Уцелели фрагменты его северной части и рядом сохранился хауз, возможно, того периода. В южной части были расположены конюшни, где содержались знаменитые туркменские и каршинские карабаиры, привезённые для продажи. Здесь же был и огромный сад, часть которого сохранилась и по сей день. 

Медресе было из жженого кирпича, худжры медресе располагались по периметру двора. В наши дни только на северной стороне медресе сохранились фрагменты худжр. В советский период времени худжры медресе использовались под жильё. В наше время медресе Халифа Ниёзкул является популярной достопримечательностью, внутри дарвозахона медресе расположен сувенирный магазин, где продаются антиквариат, сувениры, изделия народных ремесленников.

Считается, что строителей Чор-минора в Бухаре вдохновил Чар–минар (Čār Menār) в Гайдерабаде. И. Азимов также видит аналогию композиции Чор–минор в этом памятнике. Правда, гайдерабадский памятник значительно крупнее бухарского. Его площадь 30×30 м (60×60 футов). Высота минаретов – 56 м (160 футов). В литературе существуют некоторые разногласия относительно размеров Чар–минара. Нижний уровень выполнен в виде стрельчатой аркады и нет купола. Здание датировано 1591 г. Функционально Чар–минар – это триумфальная арка и мечеть (по второму уровню).

Все здания квадратной или почти квадратной планировки и кубической формы с двумя этажами. В Бухаре и Гайдерабаде в конструкцию включены с четыре башни. Самое раннее (XIII в.) и самое позднее (конец XVI в.) из датированных зданий объединены арочным первым этажом.

На юго-западной части этого комплекса раньше находилась мечеть Чор Минор. 

На карте Парфенова-Фенина мечеть Чор Минор обозначена под номером #515 (как и медресе Хальфа Ниязкула). Мечеть была расположена рядом с комплексом Чор Минор. Мечеть была из жженого кирпича, в плане квадратная, с плоским балочным перекрытием. Айван мечети с восточной и северной сторон. Конструктивно этот айван был с мраморной базой из 9-ти резных деревянных колонн. Мечеть Чор-Минор была разрушена в конце 50-х годов прошлого столетия. 

Основные характеристики планировки Чор–минор: центрическая, однокамерная в плане, двухуровневая в разрезе, со встроенными в конструкцию здания колоннами/башнями. В поисках аналогии первое, что может прийти на ум, – мавзолей Исмаила Самони в Бухаре (X в.) – однокамерная центрическая купольная конструкция, украшенная по бокам четырьмя колонками. Тем не менее, он не может служить аналогией, так как он одноуровневый, а угловые колонки не конструктивный, а декоративный элемент. Л.Ю. Маньковская в своей типологии архитектуры Средней Азии рассматривает Чор-минор как один и типов крепостных ворот. Однако старые фотографии, сделанные после сноса мечети и худжр/келий в 50–х гг., обращают внимание на одну особенность комплекса медресе: стены худжр не были сделаны единовременно вперевязку со стенами здания; кроме того, худжры/кельи примыкали к части стен Чор–минор, где располагалось заложенное межэтажное окно. На этом основании можно предположить, что четырехбашенная дарвозахона медресе Халифа Ниязкули когда–то была самостоятельной постройкой и при строительстве медресе ее включили в его комплекс. 

На площадке рядом с медресе Чор минор был расположен одноименный хауз, по всей видимости, относящийся к тому же периоду времени, что и комплекс зданий. Хауз Чор Минор имел площадь 177,5 метр квадрат, объём 423,7 метр куб, водоёмкость 349,2 метр куб. Хауз Чор Минор снабжался водой от первой ветви канала Шахруд. В наши годы хауз Чор минор был воссоздан на своем прежнем месте. Воссозданный хауз находится к юго-востоку от дарвозахона медресе Чор Минор. 

Памятник находится под охраной государства. Входит в «Нatsiональный перечень объектов недвижимости материального культурного наследия Узбекистана» и в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО (как часть «Исторического центра города Бухара»). 

Ходжаева Санобар Насруллаевна

Ассистент Бухарского института управления природными ресурсами

НИУ “ТИИИМСХ”

 

Список литературы:

  1. Кюгельген, А. Фон. Расцвет Накшбандийа-Муджаддидийа в Средней Трансоксании с XVIII – до начала XX вв.: опыт детективного расследования. В сб.: Суфизм в Центральной Азии (зарубежные исследования). СПб, 2001. –Б. 313
  2. Ремпель, Л.И.Пугаченкова, Г.А. История искусств Узбекистана с древнейших времен до XIX в. – М: 1965. – Б. 376.
  3. Смирнова Л.О. Датировка Чор-Минор в Бухаре, Узбекистан. Проблемы истории, филологии, культуры 2 (2020), 176–189 2 (2020), – С. 176-189.
  4. Сухарева, О.А. Квартальная община позднефеодального города Бухары (в связи с историей кварталов). – М:1976. – Б. 305.
  5. Ханыков, Н.В. Описание Бухарского ханства. СПб. Типография Императорской Академии Наук, 1843. – С. 85.
  6. Шишкин, В.А. Архитектурные памятники Бухары. – Ташкент: 1936, – Б. 90.

 

Izoh qoldirish