20.10.2023

КАК ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Для достижения мира и согласия, миру нужен мир. Толерантность  является один из ключевых и значимых проявлений, для реализации прав человека и достижения мира. Проблема толерантности актуальна для современного Узбекистана в силу ее многонациональности  и  многоконфессиональности, трансформации  узбекского общества,  усиления проявлений в массовом сознании различных предрассудков и страхов, снижения согласия и терпимости в социуме. Человечество претерпевает сложные поликультурные перемены, и только на основе принципов воспитания толерантности среди молодого поколения есть большая возможность спасти мир от насилия и саморазрушения. Толерантность это намерение принять с уважением другую точку зрения, другую личность, признавая ее право на свои ценности и образ жизни и формируется в межкультурном общении, в котором происходит воспитание  чувства уважения к другим народам, их традициям, ценностям, осознание непохожести и принятие всего этнокультурного многообразия мира. Воспитание толерантности, лишь начальная стадия в процессе возрождения поликультурной среды. За воспитанием терпимости должны следовать понимание, уважение, и взаимное сотрудничество. 

В настоящем в  настоящее  время взаимодействие  народов  и культур должно развиваться на основе принципа толерантности, выражающегося в стремлении достичь взаимного понимания и согласованности, не прибегая к насилию, подавлению человеческого  достоинства, а путем  диалога  и сотрудничества. 

 Воспитание основ культуры толерантности в студенческой среде   вуза обогащает и конкретизирует представления о стратегических направлениях развития личности. Трудность  исследования  выделенной темы обусловлена текущими темпами нарастания уровня напряженности в современном обществе, способствующего осложнению межэтнических и межнациональных отношений в вузе. В связи с этим мы попытались в рамках данной статьи раскрыть особенности толерантного подхода в межкультурной коммуникации, который выступает  как условие сохранения  отличий  (культурных, этнических, расовых, социальных и др.). При таком подходе восприятие элементов чужой культуры происходит на основе сравнения с аналогичными элементами собственной культуры одновременно на рациональной и чувственно-эмоциональной основе. Изложение  основного материала  исследования  с полным обоснованием  полученных научных  результатов. Толерантность в научной литературе  рассматривается  как уважение  и  признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию и преобладанию  какой-либо  одной точки  зрения.   

В научном обиходе «толерантность» часто заменяют синонимом  «терпимость».  Рассмотрим этимологические  корни  данных понятий.  В  «Современном словаре иностранных слов» дается следующее определение толерантности: «Tolerantia(лат.) – терпимость, терпение, устойчивость,  выносливость, снисходительность  к  че-му-либо, способность переносить неблагоприятное воздействие». В «Советском энциклопедическом словаре» 

приводится  многозначное толкование  этого  понятия: «Толерантность  – иммунологическое  состояние  организма; способность  организма  переносить неблагоприятное  влияние  того или  иного  фактора среды;  терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Большинство ученых  подтверждают  тот факт,  что уровень толерантности индивида отчетливо коррелирует с уровнем его образования. При этом трансформация толерантности  как  ценности в  принцип  деятельности личности,  основываясь на  включении  толерантности в  смысловые установки,  происходит  лишь  в  процессе личностно-значимой  для воспитанника  деятельности.  Рассуждая о  роли  образования в  формировании  толерантной личности,  американский  психолог Г.У. Олпорт писал: «К несчастью, наши образы других людей чаще снисходительны или враждебны, чем дружелюбны. Одна из причин этого на его взгляд состоит в том, что «школы, по расставляемым ими акцентам, редко являются интернациональными. Ученый может быть знаком со всеми этическими системами, может быть сам автором  альтруистической  этической доктрины,  но  в своей личной жизни он может быть явно эгоистичным, шовинистичным и воинственным...» [1, с. 216]. Толерантным  отношением называется  такое,  когда человек стремится достичь взаимопонимания и реализации собственных целей путем достижения других людей без  применения  каких –  либо  мер насилия,  принуждения и давления, а лишь посредством взаимодискуссии, убеждения и  обоюдной  корреляции поведенческих актов и действий. Приобщение к культуре другого народа, вещь во всех отношениях полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность по знакомиться с «чужим», но лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Кроме того, знакомство с культурой другого народа – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в современных условиях. Толерантность  признается сегодня  как  актуальная проблема и важнейшая ценность сосуществования людей в мультикультурном и мультиэтническом обществе и при этом – именно система поликультурного образования признается основной площадкой для реализации программы  развития  толерантных отношений  в  обществе. 

Сегодня педагогу, работающему в поликультурной среде, необходимо обладать такими свойствами развитого профессионального  сознания  как диалогичность,  гуманность,  поликультурность,  интегративность,  проект-ность, экологичность, толерантность, креативность, интуитивность, рефлексивность, гибкость и многими другими качествами. При этом следует учитывать, что в поликультурной вузовской среде многонациональной республики большую роль играет межэтническая и межконфессиональная  толерантность,  которую можно считать нормой гражданского и либерального общества, а также  ключом к решению  сложных задач  развития личности. 

Важную  роль в  решении  поставленных задач  играет  поликультурное  образование, направленное на воспитание гармоничной толерантной личности,  уважающей  культуру, традиции других  народов страны и мира с целью снижения межэтнических конфликтов, ксенофобии, шовинизма  на  основе позитивного межэтнического общения. Таким образом, толерантность в поликультурной образовательной среде можно рассматривать как минимум в  трех  аспектах: 

 во-первых, овладение определенной философией  толерантности  как ценностью; 

во-вторых, как  культуру толерантного  сознания;

в-третьих, отношение к соответствующей действительности, воплощающееся в реальном  поведении. Воспитание  толерантности – общее  дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектам выступает молодежь, главная нагрузка и ответственность в работе с  ними ложится именно на образовательную среду, на профессорско-преподавательский состав вуза, его отдел по воспитательной работе. Им в этом труднейшем деле остро необходимы: информация о сущности и содержании толерантности, ее проявлениях и особенностях воспитания; представление о возможных средствах – технологиях такого воспитания, для их выбора и творческого использования в тех или иных условиях. Вот почему процесс формирования толерантной личности в студенческой среде представляет для нас определенный интерес. 

В условиях  многонациональной республики, той поликультурной среды,  которая  свойственна данному вузу в создании благоприятного соци-ально-психологического климата большую роль играет межэтническая  и  межконфессиональная  толерантность –  ключ к  решению  сложных задач  развития  личности, норма гражданского, либерального общества.

Как известно, формирование основ этнической  и религиозной  толерантности в многокультурной среде обогащает и конкретизирует представления о стратегических направлениях развития личности. В связи с этим, воспитание толерантных начал в нашем обществе носит многоплановый характер и в условиях многоязычия,  поликультурности  и  полиментальности  населения республики является основой поликультурного 

образования. 

Среди конкретных задач, решаемых нами в данном направлении, следующие:

- глубокое  и всестороннее  овладение  студентами 

культурой своего собственного народа как непременного условия интеграции в иные культуры;

- формирование у них представлений о многообразии  культур,  воспитание положительного  отношения  к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиям для самореализации личности;

- создание условий для интеграции студенческой молодежи в культуры других народов;

- формирование и развитие у студентов умений и навыков эффективного  взаимодействия  с представителями различных культур;

- воспитание их в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

 Процесс воспитания толерантности,  эффективен при  соблюдении следующих  условий:  многокультурное и отражающее плюрализм мнений и трактовок содержание учебно-воспитательного процесса (на основе принципа дивергентности); организация толерантной среды, обеспечивающая  толерантное  взаимодействие субъектов  образовательного  процесса (деятельностный подход); использование интерактивных, личностно-ори-ентированных, рефлексивных  и имеющих  диалоговое основание технологий, направленных на развитие толерантных  качеств личности  (интерактивно-диалоговый подход  с использованием  проектных  технологий); развитые толерантные  качества личности  педагога  и  его компетентность в вопросе  воспитания  толерантности (компетентностный подход).

Высказанные соображения дают возможность дать следующие определения толерантности  и терпимости. Толерантность мы рассматриваем как свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и проявляющееся в снижении сензитивности к объекту за счет задействования механизмов терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль). Границы ее проявления распространяются от высокомерия, сдержанности,  терпеливости,  выдержки, самообладания  до беспомощности.  Под терпимостью мы понимаем свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения   взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей.   

 

Ж.С. Далакьян

 ст.преп.кафедры «Философских и 

социально-политических  дисциплин» ТАСИ

Литература:

  1. Оллпорт  Г. Становление  личности.  Избранные труды // Под ред. Л.А. Леонтьева. – М.: Смысл 2002. 462 с. 10. 
  2. Григорьев Д.Н. Воспитание толерантности в многонациональной среде. Материал III Междунар. науч. конф. г. Пермь январь 2013г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Izoh qoldirish