КАК ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ
Для достижения мира и согласия, миру нужен мир. Толерантность является один из ключевых и значимых проявлений, для реализации прав человека и достижения мира. Проблема толерантности актуальна для современного Узбекистана в силу ее многонациональности и многоконфессиональности, трансформации узбекского общества, усиления проявлений в массовом сознании различных предрассудков и страхов, снижения согласия и терпимости в социуме. Человечество претерпевает сложные поликультурные перемены, и только на основе принципов воспитания толерантности среди молодого поколения есть большая возможность спасти мир от насилия и саморазрушения. Толерантность это намерение принять с уважением другую точку зрения, другую личность, признавая ее право на свои ценности и образ жизни и формируется в межкультурном общении, в котором происходит воспитание чувства уважения к другим народам, их традициям, ценностям, осознание непохожести и принятие всего этнокультурного многообразия мира. Воспитание толерантности, лишь начальная стадия в процессе возрождения поликультурной среды. За воспитанием терпимости должны следовать понимание, уважение, и взаимное сотрудничество.
В настоящем в настоящее время взаимодействие народов и культур должно развиваться на основе принципа толерантности, выражающегося в стремлении достичь взаимного понимания и согласованности, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а путем диалога и сотрудничества.
Воспитание основ культуры толерантности в студенческой среде вуза обогащает и конкретизирует представления о стратегических направлениях развития личности. Трудность исследования выделенной темы обусловлена текущими темпами нарастания уровня напряженности в современном обществе, способствующего осложнению межэтнических и межнациональных отношений в вузе. В связи с этим мы попытались в рамках данной статьи раскрыть особенности толерантного подхода в межкультурной коммуникации, который выступает как условие сохранения отличий (культурных, этнических, расовых, социальных и др.). При таком подходе восприятие элементов чужой культуры происходит на основе сравнения с аналогичными элементами собственной культуры одновременно на рациональной и чувственно-эмоциональной основе. Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Толерантность в научной литературе рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию и преобладанию какой-либо одной точки зрения.
В научном обиходе «толерантность» часто заменяют синонимом «терпимость». Рассмотрим этимологические корни данных понятий. В «Современном словаре иностранных слов» дается следующее определение толерантности: «Tolerantia(лат.) – терпимость, терпение, устойчивость, выносливость, снисходительность к че-му-либо, способность переносить неблагоприятное воздействие». В «Советском энциклопедическом словаре»
приводится многозначное толкование этого понятия: «Толерантность – иммунологическое состояние организма; способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды; терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Большинство ученых подтверждают тот факт, что уровень толерантности индивида отчетливо коррелирует с уровнем его образования. При этом трансформация толерантности как ценности в принцип деятельности личности, основываясь на включении толерантности в смысловые установки, происходит лишь в процессе личностно-значимой для воспитанника деятельности. Рассуждая о роли образования в формировании толерантной личности, американский психолог Г.У. Олпорт писал: «К несчастью, наши образы других людей чаще снисходительны или враждебны, чем дружелюбны. Одна из причин этого на его взгляд состоит в том, что «школы, по расставляемым ими акцентам, редко являются интернациональными. Ученый может быть знаком со всеми этическими системами, может быть сам автором альтруистической этической доктрины, но в своей личной жизни он может быть явно эгоистичным, шовинистичным и воинственным...» [1, с. 216]. Толерантным отношением называется такое, когда человек стремится достичь взаимопонимания и реализации собственных целей путем достижения других людей без применения каких – либо мер насилия, принуждения и давления, а лишь посредством взаимодискуссии, убеждения и обоюдной корреляции поведенческих актов и действий. Приобщение к культуре другого народа, вещь во всех отношениях полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность по знакомиться с «чужим», но лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Кроме того, знакомство с культурой другого народа – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в современных условиях. Толерантность признается сегодня как актуальная проблема и важнейшая ценность сосуществования людей в мультикультурном и мультиэтническом обществе и при этом – именно система поликультурного образования признается основной площадкой для реализации программы развития толерантных отношений в обществе.
Сегодня педагогу, работающему в поликультурной среде, необходимо обладать такими свойствами развитого профессионального сознания как диалогичность, гуманность, поликультурность, интегративность, проект-ность, экологичность, толерантность, креативность, интуитивность, рефлексивность, гибкость и многими другими качествами. При этом следует учитывать, что в поликультурной вузовской среде многонациональной республики большую роль играет межэтническая и межконфессиональная толерантность, которую можно считать нормой гражданского и либерального общества, а также ключом к решению сложных задач развития личности.
Важную роль в решении поставленных задач играет поликультурное образование, направленное на воспитание гармоничной толерантной личности, уважающей культуру, традиции других народов страны и мира с целью снижения межэтнических конфликтов, ксенофобии, шовинизма на основе позитивного межэтнического общения. Таким образом, толерантность в поликультурной образовательной среде можно рассматривать как минимум в трех аспектах:
во-первых, овладение определенной философией толерантности как ценностью;
во-вторых, как культуру толерантного сознания;
в-третьих, отношение к соответствующей действительности, воплощающееся в реальном поведении. Воспитание толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектам выступает молодежь, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на профессорско-преподавательский состав вуза, его отдел по воспитательной работе. Им в этом труднейшем деле остро необходимы: информация о сущности и содержании толерантности, ее проявлениях и особенностях воспитания; представление о возможных средствах – технологиях такого воспитания, для их выбора и творческого использования в тех или иных условиях. Вот почему процесс формирования толерантной личности в студенческой среде представляет для нас определенный интерес.
В условиях многонациональной республики, той поликультурной среды, которая свойственна данному вузу в создании благоприятного соци-ально-психологического климата большую роль играет межэтническая и межконфессиональная толерантность – ключ к решению сложных задач развития личности, норма гражданского, либерального общества.
Как известно, формирование основ этнической и религиозной толерантности в многокультурной среде обогащает и конкретизирует представления о стратегических направлениях развития личности. В связи с этим, воспитание толерантных начал в нашем обществе носит многоплановый характер и в условиях многоязычия, поликультурности и полиментальности населения республики является основой поликультурного
образования.
Среди конкретных задач, решаемых нами в данном направлении, следующие:
- глубокое и всестороннее овладение студентами
культурой своего собственного народа как непременного условия интеграции в иные культуры;
- формирование у них представлений о многообразии культур, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиям для самореализации личности;
- создание условий для интеграции студенческой молодежи в культуры других народов;
- формирование и развитие у студентов умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
- воспитание их в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Процесс воспитания толерантности, эффективен при соблюдении следующих условий: многокультурное и отражающее плюрализм мнений и трактовок содержание учебно-воспитательного процесса (на основе принципа дивергентности); организация толерантной среды, обеспечивающая толерантное взаимодействие субъектов образовательного процесса (деятельностный подход); использование интерактивных, личностно-ори-ентированных, рефлексивных и имеющих диалоговое основание технологий, направленных на развитие толерантных качеств личности (интерактивно-диалоговый подход с использованием проектных технологий); развитые толерантные качества личности педагога и его компетентность в вопросе воспитания толерантности (компетентностный подход).
Высказанные соображения дают возможность дать следующие определения толерантности и терпимости. Толерантность мы рассматриваем как свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и проявляющееся в снижении сензитивности к объекту за счет задействования механизмов терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль). Границы ее проявления распространяются от высокомерия, сдержанности, терпеливости, выдержки, самообладания до беспомощности. Под терпимостью мы понимаем свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей.
Ж.С. Далакьян
ст.преп.кафедры «Философских и
социально-политических дисциплин» ТАСИ
Литература:
- Оллпорт Г. Становление личности. Избранные труды // Под ред. Л.А. Леонтьева. – М.: Смысл 2002. 462 с. 10.
- Григорьев Д.Н. Воспитание толерантности в многонациональной среде. Материал III Междунар. науч. конф. г. Пермь январь 2013г.
Izoh qoldirish