ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА ГЛОБАЛИЗАЦИИ
На рубеже XX-XXI веков человечество вступило в эпоху глобализации. Глобализация преодолевает национальные границы, интегрирует национальные экономики, культуры, технологии и управление, генерирует сложные отношения и взаимосвязи, реализуемые через разнообразные потоки, включающие людей, капиталы, идеи. В условиях существования множества различий и конфликтов интересов в глобализирующемся социальном пространстве одним из главных принципов политического, экономического, межгруппового и межличностного взаимодействия с необходимостью выступает толерантность.
Первоначально проблема толерантности была осознана в связи с необходимостью предотвращения или смягчения межконфессиональных конфликтов. Идея толерантности разрабатывалась как средство примирения и взаимопризнания враждующих конфессий. С течением времени она превратилась в совокупность важнейших нравственных, политических и правовых принципов.
В современном мире церковь отстаивает толерантность как ценность и образ действий во всех сферах общественной жизни. Толерантность реализуется с опорой на фундаментальные ценности — гуманизм, милосердие, готовность к взаимопониманию.
Возрождение внимания к проблемам толерантности – контраргумент европейской культуры на возникновение и утверждение в первой половине XX века тоталитарных режимов в ряде европейских стран. Интенсификация глобальной интеграции во второй половине XX столетия сопровождалась нарастанием сопротивления социальных групп, политических и религиозных движений, увидевших в глобализации угрозу своему прежнему статусу, влиянию, материальному положению, образу жизни.
Основные формы негативной реакции на глобализацию — ксенофобия, нетерпимость, терроризм, в том числе суицидальный. Толерантность не должна оставаться абстрактной спекулятивной ценностью. Концепция толерантности только тогда приобретает социальное значение, когда она превращается в идеал, становится ценностным ориентиром деятельности, сначала социальным проектом, планом конкретных действий и взаимодействий, а затем и самой деятельностью, созидающей и творящей новую, более гуманную социокультурную реальность [1].
Ценности, в том числе и толерантность, выступают организующим началом всей нормативной системы социума. Происходит непростой процесс формирования совокупности правил, кодексов действий и высказываний, имеющих целью предотвращение страха, вражды, гонений. Толерантность предполагает готовность к постоянному конструктивному диалогу, активный поиск общих ценностей, на базе которых возможен плодотворный диалог. Толерантность не сводится к отстаиванию и консервации одной позиции в сочетании с терпимостью к другой. В утверждении толерантности в глобальном масштабе возрастающее значение приобретает рациональность. Необходим диалог как первый шаг к взаимопониманию и взаимодействию. Требуется комплекс мер по формированию социальной среды конструктивного сотрудничества социумов и индивидов. В противном случае возобновление конфликта неизбежно. Толерантность возможна только в симбиозе с такими ценностями, как гуманизм, нравственность, демократия, свобода.
Толерантность — неотъемлемое свойство социальных звеньев и систем, способных к прогрессивному развитию в условиях глобализации. Толерантность из сферы должного динамично переходит в сферу сущего только в связке, «в комплекте» с реализацией других социальных ценностей: справедливость, взаимная польза, безопасность, предотвращение нанесения чрезмерного ущерба, экономическое развитие и рост благосостояния, лояльность к базисным политическим и правовым нормам, обмен ценностями художественной культуры [2]. Толерантность выгодна в экономическом отношении, поскольку обеспечивает экономику дополнительными, а во многих странах и незаменимыми, трудовыми ресурсами. Тем не менее, в условиях глобализации во многих развитых странах встал вопрос о пределах толерантности.
Толерантность благоприятствует порождению новых ценностей, симбиотических значений и смыслов, новых целей. В её основаниях изначально заложена идея консенсуса как следствия общности интересов и целей, по крайней мере, жизненно важных. Именно совпадение интересов и целей определяет готовность субъектов взаимодействия к компромиссам и взаимным уступкам. Жизнеспособность идеи толерантности определяется вовсе не её методологическими основаниями и абстрактной теоретической изощрённостью, а необходимостью единой системы координат социального бытия, общих условий существования и развития, общностью ответственности. Когда в роли субъектов взаимодействия выступают целые культуры, зачастую речь может идти не только о развитии, но и о выживании как императивах, исполняемых исключительно в рамках толерантных подходов. Толерантность не только инструмент сохранения многообразия культурных идентичностей. Одновременно она — свойство развивающегося общества, часть механизма выработки и утверждения новых стратегий, норм, ценностей в современную эпоху. Толерантность — инструмент изменения социальной реальности, а не самоцель. Толерантность диалога предполагает совпадение или близость содержания понятий. Возникает проблема формирования единой их системы, взаимодействия различных культурных, ментальных традиций, познавательных парадигм, концептуальной определённости, а также гибкости, готовности и способности к пониманию другого субъекта взаимодействия.
Толерантность в межличностных отношениях — одна из высших нравственных ценностей. Как и прочие нравственные ценности, она имеет форму безусловного долженствования, представляется одним из главных направлений реализации категорического императива, будь то сфера межличностных отношений, либо экономическая, политическая, социальная области, где толерантность проявляется в форме обеспечения социальной справедливости. В сфере права нравственная толерантность находит отражение в нравственном содержании правовых норм [3].
Глобализация — объективный процесс. Однако каждая страна выбирает собственную траекторию движения в общем потоке цивилизации с учётом особенностей истории, экономики, географии, социальной структуры. Необходимо осознанно, своевременно и эффективно реагировать на вызовы, связанные с глобализацией. Страны, обладающие основными атрибутами прогрессивности в современной ее трактовке — конкурентная демократия, доминирование рыночной экономики, развитая информа-ционно-коммуникативная сфера, – имеют более широкие возможности в реали-ации гуманистических целей глобализации. Однако глобализация может протекать в интересах человечества только при условии конструктивного участия всех стран на основе равноправия и толерантности. Толерантность, как и безопасность, может быть только взаимной. В отечественной литературе последних лет наметилась тенденция привнесения геополитического аспекта в осмысление взаимосвязи глобализации и толерантности.
Необходимо не только изучение генезиса, содержания и особенностей проявления толерантности в глобализирующемся мире. Не менее важная задача — выработка путей и средств формирования толерантности, в том числе в системе высшего образования. В условиях противоборства тенденций глобализации и локализации жизненно важным становится формирование толерантного мировоззрения и развитие коммуникативной компетентности, овладение толерантной культурой деятельности, поведения, общения, социального познания. В статье 4 Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО указано, что воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости [4]. Студенческая среда достаточно неоднородная, включает представителей различных этнических культур, политических движений, молодёжных субкультур и группировок. Преподаватель должен быть примером толерантности, в том числе педагогической. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения студентов тому, в чем заключаются их общие права и свободы. Необходимо приобщать студентов к общечеловеческим ценностям, вскрывать культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, поощрять плюрализм мнений, гибкость мышления, отзывчивость, доброжелательность, умение выслушать других людей и тактично отстаивать собственную точку зрения, стремление к защите основных прав человека.
Особое внимание должно уделяться вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования инфраструктуры учебно-воспитательного процесса, разработки новых образовательных технологий эффективного воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.
Толерантность — продукт и одновременно предпосылка эффективного социального взаимодействия. Укрепление позиций толерантности в системе ценностей современного этапа глобализации является единственным способом предотвращения внутренних и внешних конфликтов, стимулом к расширению сотрудничества государств и народов. Толерантность в условиях глобализации — одно из условий выживания и динамичного развития человечества.
Атаджанова Сайёра Эгамовна
старший преподаватель кафедры «Философских и социально-политических дисциплин» Ташкентского
Архитектурно-строительного института
Абдуганиева Дурдона
магистр
Литература:
- Современный словарь иностранных слов. //Под редакцией Л. Крысина. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА., 2012 – 216 с.
- Советский энциклопедический словарь. // Под редакцией Р.Я. Булатов. – М.:4-ое издание, 1988 – 210 с.
- Оллпорт Г. Становление личности. Избранные труды //Под ред. Л.А. Леонтьева. – М.: Смысл 2002. 462 с. 10.
- Декларация принципов толерантности. Статья 4. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16ноября 1995 г.
Izoh qoldirish