09.11.2023

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА ГЛОБАЛИЗАЦИИ

На рубеже XX-XXI веков человечество вступило в эпоху глобализации. Глобализация преодолевает национальные границы, интегрирует национальные экономики, культуры, технологии и управление, генерирует сложные отношения и взаимосвязи, реализуемые через разнообразные потоки, включающие людей, капиталы, идеи. В условиях существования множества различий и конфликтов интересов в глобализирующемся социальном пространстве одним из главных принципов политического, экономического, межгруппового и межличностного взаимодействия с  необходимостью выступает  толерантность.

Первоначально проблема толерантности была осознана в связи с необходимостью предотвращения или смягчения межконфессиональных  конфликтов. Идея толерантности разрабатывалась как средство примирения  и взаимопризнания враждующих конфессий. С течением времени она  превратилась в совокупность важнейших нравственных, политических и  правовых принципов. 

В современном  мире церковь отстаивает толерантность  как  ценность и образ действий во всех сферах общественной жизни. Толерантность реализуется с опорой на фундаментальные ценности — гуманизм,  милосердие, готовность  к взаимопониманию. 

Возрождение внимания к проблемам толерантности  –  контраргумент европейской культуры на возникновение и утверждение в  первой половине XX века тоталитарных режимов в ряде европейских  стран.  Интенсификация  глобальной интеграции во второй половине XX столетия сопровождалась нарастанием сопротивления социальных групп,  политических и  религиозных  движений, увидевших в глобализации угрозу своему прежнему статусу, влиянию, материальному положению, образу жизни. 

Основные формы негативной реакции на глобализацию — ксенофобия, нетерпимость, терроризм, в том числе суицидальный. Толерантность не должна оставаться абстрактной спекулятивной ценностью. Концепция толерантности только тогда приобретает социальное значение, когда она превращается в идеал, становится ценностным ориентиром деятельности, сначала социальным проектом, планом конкретных действий и взаимодействий, а затем и самой деятельностью, созидающей и творящей новую, более гуманную социокультурную реальность [1].

Ценности, в том числе и толерантность, выступают организующим началом всей нормативной системы социума. Происходит непростой  процесс формирования совокупности правил, кодексов действий и высказываний, имеющих целью предотвращение страха, вражды, гонений. Толерантность предполагает готовность к постоянному  конструктивному диалогу, активный поиск общих ценностей, на базе которых возможен плодотворный диалог. Толерантность не сводится к отстаиванию и консервации одной позиции в сочетании с терпимостью к другой. В утверждении толерантности в глобальном масштабе возрастающее значение приобретает рациональность.  Необходим диалог как первый шаг к взаимопониманию и взаимодействию. Требуется комплекс мер по формированию социальной  среды  конструктивного сотрудничества социумов и индивидов. В противном случае возобновление конфликта неизбежно. Толерантность возможна только в симбиозе с такими ценностями, как гуманизм, нравственность, демократия, свобода. 

Толерантность — неотъемлемое свойство социальных звеньев и систем, способных к прогрессивному развитию в условиях глобализации. Толерантность из сферы должного динамично переходит в сферу сущего только в  связке, «в  комплекте» с реализацией  других социальных  ценностей: справедливость, взаимная польза, безопасность,  предотвращение  нанесения чрезмерного ущерба, экономическое развитие и рост  благосостояния,  лояльность к базисным политическим и правовым нормам, обмен ценностями художественной культуры [2]. Толерантность выгодна в экономическом отношении, поскольку обеспечивает экономику  дополнительными,  а во  многих  странах и  незаменимыми, трудовыми ресурсами. Тем не менее, в условиях глобализации во многих развитых странах встал вопрос о пределах толерантности. 

Толерантность благоприятствует порождению новых ценностей, симбиотических значений и смыслов, новых целей. В её основаниях изначально заложена идея консенсуса как следствия общности интересов и целей, по крайней мере, жизненно важных. Именно совпадение интересов и целей определяет готовность  субъектов  взаимодействия  к компромиссам  и  взаимным уступкам. Жизнеспособность идеи толерантности определяется вовсе не её методологическими основаниями и абстрактной теоретической изощрённостью, а необходимостью единой  системы  координат социального  бытия, общих условий существования и развития, общностью  ответственности. Когда в роли  субъектов взаимодействия  выступают  целые культуры, зачастую речь может идти не только о развитии, но и о выживании как императивах, исполняемых исключительно в рамках толерантных подходов. Толерантность  не  только инструмент сохранения многообразия  культурных идентичностей. Одновременно она — свойство развивающегося  общества, часть механизма выработки и утверждения новых стратегий, норм, ценностей в современную эпоху. Толерантность — инструмент изменения социальной реальности, а не самоцель. Толерантность диалога  предполагает  совпадение или близость содержания понятий. Возникает проблема формирования единой их системы, взаимодействия различных культурных, ментальных традиций, познавательных парадигм, концептуальной определённости, а также гибкости, готовности и способности к пониманию другого субъекта взаимодействия. 

Толерантность в межличностных отношениях — одна из высших  нравственных ценностей. Как и прочие нравственные ценности,  она  имеет форму безусловного долженствования, представляется одним из главных направлений реализации категорического императива, будь то сфера межличностных отношений, либо  экономическая, политическая, социальная области, где толерантность  проявляется  в форме  обеспечения  социальной справедливости.  В сфере права нравственная толерантность находит отражение в нравственном содержании правовых норм [3]. 

Глобализация — объективный процесс. Однако каждая страна выбирает собственную траекторию движения в общем потоке цивилизации с учётом особенностей истории, экономики, географии, социальной структуры. Необходимо осознанно, своевременно и эффективно реагировать на вызовы, связанные с глобализацией. Страны, обладающие основными  атрибутами  прогрессивности  в современной  ее  трактовке —  конкурентная демократия, доминирование рыночной экономики, развитая информа-ционно-коммуникативная сфера, – имеют более широкие возможности в реали-ации гуманистических целей глобализации. Однако глобализация может протекать в интересах человечества только при условии конструктивного участия всех стран на основе равноправия и толерантности. Толерантность, как и безопасность, может быть только взаимной. В  отечественной  литературе последних  лет наметилась тенденция привнесения геополитического аспекта в осмысление взаимосвязи глобализации и толерантности.

Необходимо не только изучение генезиса, содержания и особенностей проявления толерантности в глобализирующемся мире. Не менее важная задача — выработка путей и средств формирования толерантности, в том числе в системе высшего образования. В условиях противоборства тенденций глобализации  и локализации жизненно важным становится формирование толерантного  мировоззрения и развитие коммуникативной компетентности, овладение толерантной культурой деятельности,  поведения, общения, социального познания. В статье 4 Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО указано, что воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости [4]. Студенческая среда достаточно неоднородная, включает представителей различных этнических культур, политических движений, молодёжных субкультур и группировок. Преподаватель должен быть примером толерантности, в том числе педагогической. Воспитание в духе терпимости  начинается с  обучения студентов тому, в чем заключаются  их  общие права  и  свободы. Необходимо приобщать студентов к  общечеловеческим  ценностям, вскрывать культурные, социальные, экономические,  политические и религиозные источники нетерпимости, поощрять плюрализм мнений, гибкость мышления, отзывчивость, доброжелательность, умение  выслушать  других людей  и  тактично отстаивать  собственную точку зрения, стремление к защите основных прав человека. 

Особое внимание должно уделяться вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования инфраструктуры учебно-воспитательного  процесса, разработки новых  образовательных  технологий эффективного  воспитания чутких и ответственных  граждан, открытых восприятию  других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

Толерантность — продукт и одновременно предпосылка эффективного социального  взаимодействия. Укрепление позиций толерантности  в  системе ценностей современного этапа глобализации является  единственным способом предотвращения внутренних и внешних конфликтов,  стимулом к  расширению сотрудничества государств и народов. Толерантность в условиях глобализации — одно из условий выживания и динамичного развития человечества.

Атаджанова Сайёра Эгамовна 

 старший преподаватель кафедры «Философских и социально-политических дисциплин» Ташкентского 

Архитектурно-строительного института

Абдуганиева Дурдона 

магистр

Литература:

  1. Современный словарь иностранных слов. //Под редакцией Л. Крысина. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА., 2012 – 216 с.
  2.  Советский энциклопедический словарь. // Под редакцией Р.Я. Булатов. – М.:4-ое издание, 1988 – 210 с.
  3. Оллпорт Г. Становление личности. Избранные труды //Под ред. Л.А. Леонтьева. – М.: Смысл 2002. 462 с. 10. 
  4. Декларация принципов толерантности. Статья 4. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16ноября 1995 г.

 

 

Izoh qoldirish